Двигательная деятельность в физическом развитии

dvigatelnaya-deyatelnost-v-fizicheskom-razvitii

Двигательная деятельность в физическом развитии

1. Движение в жизни человека недаром считается синонимом ее жизнедеятельности. Без движения, как и без воздуха, пищи, сна, отдыха индивид полноценно существовать не может. Движение является сложным проявлением функционирования человеческого организма. С одной стороны — это сложные метаболические, нервные процессы, движение крови, лимфы, кислорода к клеткам и т. д., которые постоянно происходят внутри организма. С другой — это результат сокращения скелетных мышц, внешне проявляется в изменении поз, перемещении частей и всего тела в пространстве. Движения и подвижность человеческого организма и его частей настолько разнообразны и многочисленны, что наверное нереально рассмотреть их исчерпывающе и в полной мере. В целом можно утверждать, что нет ни одного процесса за период жизни человека, который бы не содержал в себе элементов движения. Выдающийся физиолог И.М. Сеченов очень высоко оценивал роль мышечных движений в жизни человека и считал, что собственно в их внешнем проявлении в конце концов окончательно отображается «вся бесконечное разнообразие мозговой деятельности».
2. Двигательная деятельность человека, по мнению ученых, которые занимались и занимаются изучением ее особенностей представляет собой специфический вид деятельности, который заключается в системе двигательных действий. По своей сути — это активная, опосредованная сознанием форма механического взаимодействия человеческого организма с окружающей средой, которая направлена ​​на создание и сохранение необходимых условий жизни. Овладение двигательной деятельностью и ее развитие осуществляется на основе формирования адекватного отношения субъекта к актуальной ситуации и выбора оптимального способа ее решения с учетом собственных возможностей и задач двигательных действий.
3. Двигательная деятельность личности тесно связана с его физическим развитием. В теории и методике физического воспитания понятие «физическое развитие» имеет широкое толкование. Ученые понимают его как:
— Процесс изменения форм и функций организма человека в онтогенезе,
— Совокупность признаков, характеризующих внешние показатели «физического состояния» организма на том или ином этапе его физического развития (рост, вес, окружности тела, спирометрия, динамометрия и т.п.).
То есть в основе физического развития лежат положительные изменения морфо функциональных свойств организма и его антропометрических характеристик. Качественными признаками физического развитую есть существенные изменения функциональных возможностей организма на разных возрастных этапах, которые отражаются в совершенствовании определенных физических качеств и общем уровне физического состояния и физической работоспособности. Количественными показателями физического развития являются изменения внешних пространственных параметров и массы тела.
4. Физическое развитие является интегративным показателем состояния здоровья, биологической зрелости основных систем организма. Его уровень определяется изменениями в показателях, условно разделенных на три группы:
— Показатели строения тела человека, которые свидетельствуют о морфологических изменениях;
— Показатели развития физических качеств, отражающие изменения в осуществлении двигательных функций;
— Показатели здоровья, которые свидетельствуют о функциональные изменения систем организма.
В этом смысле физическое развитие приобретает в определенной степени значение критерия физической дееспособности организма.
5. Правильно организованная и осуществляемая двигательная деятельность, в первую очередь, положительно влияет на физическое развитие организма. Многие из органов организма проходят сложный путь роста и формирования, особенно интенсивно в детском и подростковом возрасте, а затем продолжается в юношеском, зрелом и даже в пожилом возрасте. Учеными установлено, что чем разнообразнее является двигательная деятельность, тем совершеннее становится строение организма человека. Это обусловлено тем, что даже самый движение происходит с участием значительного количества мышц. Вследствие этого при движении кости и суставно-связочный аппарат сжимаются, растягиваются, скручиваются, что вызывает повышенное поставок в эти участки и ткани крови и питательных веществ от активно работающих мышц. Аналогичным образом взаимосвязаны двигательная деятельность и функционирование внутренних органов. Особенно чутко реагируют на двигательную деятельность сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Установлено также, что оптимальная двигательная деятельность способствует совершенствованию деятельности центральной нервной системы, образование новых условно-рефлекторных связей между корой головного мозга, аппаратом движения и опоры и внутренними органами; ускорению восстановительных процессов в коре головного мозга улучшению деятельности желудочно-кишечного тракта; оживлению деятельности органов выделения, в частности кожи (потоотделения) и почек (мочеобразования и мочеиспускания), благодаря чему из организма более полно выводятся продукты распада веществ — шлаки; усилению процессов обмена веществ и энергии. Одновременно под влиянием двигательной деятельности растут функциональные возможности различных органов чувств, зрения, слуха, совершенствуется равновесие, тактильная чувствительность.
Таким образом, под влиянием двигательной деятельности совершенствуется строение и деятельность организма человека: повышается его работоспособность, уменьшаются расходы организмом энергетических веществ, экономнее становятся затраты организма на поддержание его жизнедеятельности в состоянии покоя. Зато недостаточность двигательной деятельности имеет следующие негативные последствия для физического развития, как снижение обменных процессов, чрезмерное увеличение массы тела; отставание развития мышечной системы, ухудшение осанки; несовершенство основных физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости); физической работоспособности и общей физической подготовленности; ограничения функциональных возможностей сердца, легких; снижение иммунитета; быстрая утомляемость от умственного труда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Компетенция на кафедре физического воспитания и спорта

Похожее ...

Добавить комментарий