Оптимизация процесса физического воспитания студентов

Оптимизация процесса физического воспитания студентов

Оптимизация процесса физического воспитания студентов

Существует прямая взаимосвязь мотивации студентов с уровнем двигательной активности и показателями физического здоровья. Обосновано, что комплекс организационно-педагогических мероприятий, основанный на учете внешних и внутренних факторов формирования мотивации студентов способствует совершенствованию процесса физического воспитания.

Формирования мотивации студентов к двигательной активности и определение основных направлений деятельности кафедры физического воспитания в этом направлении является главной задачей

Анализ современной научно-педагогической литературы свидетельствует об отсутствии педагогических условий реализации потребительского- мотивационного подхода к организации процесса физического воспитания в вузе. Исследование данной проблемы позволяет определить организационно — педагогические условия формирования мотивации к регулярным занятиям физической культурой студентов: внешние условия, создающие особое образовательная среда и обеспечивают этот процесс, и внутренние, обусловленные собственным потенциалом студента.

Анализ отношения студентов к различным формам и видам занятий по физическому воспитанию показал, что только 25,7% из них посещают спортивные секции и физкультурно-оздоровительные занятия, а другие 74,3% никогда не занимались в физкультурно-оздоровительных группах, хотя имели желание их посещать. Наиболее популярными среди студентов были занятия оздоровительными видами гимнастики (47,3%), игровые виды спорта (32,4%), нетрадиционные виды физических упражнений (20,3%) и др.

Большинство студенческой молодежи (55%) предпочитает групповым формам, в меньшей степени — индивидуальным (34%) и самостоятельным формам занятий (11%). Основными причинами, которые побуждают к занятиям, является знание о пользе физических упражнений (60%), советы друзей (20%), телевизионные передачи (15%) и другие (5%).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Компетенция на кафедре физического воспитания и спорта

Главными факторами, препятствующими регулярным занятиям физическими упражнениями, являются:

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;
— отсутствие ответственности за свое здоровье;
— низкий уровень знаний о положительном влиянии занятий физическими упражнениями;
— переоценка значения обычной двигательной активности для здоровья;
— неудовлетворенность профессиональным и культурным уровнем преподавателей;
— нерациональное использование свободного времени;
— наличие вредных привычек;
— недостаток материально-технического обеспечения занятий;
— дискомфортность мест проведения занятий.

При анкетировании студентов выявлены следующие мотивы к двигательной активности:

— повинности (35%), связанный с необходимостью посещать занятия по физическому воспитанию, выполнять требования учебной программы;
— эстетический (7%), связанный с возможностью научиться красиво двигаться, улучшить осанку, внешний вид, устранить недостатки фигуры;
— оздоровительный (20%), связанный со стремлением улучшить состояние здоровья, снизить заболеваемость, нормализовать массу тела социальный (12%),
— продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
— личностный (6%), что характеризует стремление самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж;
— спортивный (15%), что определяет стремление добиться каких-либо значительных спортивных результатов;
— развлекательный (5%), что выступает средством рекреации, психоэмоциональной разрядки и тому подобное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Уровень физического здоровья при занятии фитбол-фитнесом

Для целенаправленного формирования в процессе физического воспитания потребительски-мотивационной сферы студентов нами был предложен комплекс мероприятий, включающих:

— изучение причин низкой эффективности организации процесса физического воспитания студентов;
— характеристику условий учебного заведения;
— разработку модели поэтапного формирования мотивации студентов к двигательной активности.

Предложенная модель включала постановку основных этапов формирования мотивации студентов к двигательной активности, разработку экспериментальной программы по физическому воспитанию и критериев сформированности мотивации.

На каждом этапе формирования мотивации к занятиям была поставлена ​​цель достижения студентами необходимой для каждого этапа мотивационной тенденции, применялась группа средств и методов различных по содержанию, но которые отвечали индивидуальном, дифференцированном и личностно-ориентированном выбора студентом дальнейшей деятельности.

Приведенные результаты позволяют рекомендовать данный подход для организации занятий по физическому воспитанию студентов, определяет дальнейшее совершенствование учебных программ по физическому воспитанию для учебных заведений.

Перспективы дальнейших исследований связаны с оценкой эффективности разработанной модели поэтапного формирования мотивации к двигательной активности в высших учебных заведениях различного профиля.

Похожее ...

Добавить комментарий